61.Фонд перераспределения земель, понятие, назначение.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «61.Фонд перераспределения земель, понятие, назначение.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельные участки, относительно которых право собственности прекращено

В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника.

Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:

  • собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
  • земельный участок использовался не по целевому назначению;
  • использование земельного участка признано нерациональным;
  • земельный участок не использовался в течение года;
  • собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
  • предприятие АПК прекратило свою деятельность;
  • истек срок, на который был предоставлен участок земли;
  • земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.

В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:

  • добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;
  • отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
  • посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.

Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие». На данный момент ст.80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами.

Цели создания фонда перераспределение земель

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Фонд перераспределения земель

Реферат

Фонд перераспределения земель

Введение

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, приоритетное значение которой обусловлено их социально-экономической значимостью.

Преобразования, начатые в ходе земельной и аграрной реформ и коснувшиеся, прежде всего, отношений в сельском хозяйстве, продолжают оказывать существенное влияние на правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Это проявляется в демонополизации государственной собственности и установлении многообразия форм собственности на землю, появлении новых субъектов сельскохозяйственной деятельности, особом порядке приватизации сельскохозяйственных угодий, особом правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, выведенном за рамки нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-Ф31.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предметом исследования в качестве объекта различных правоотношений. Отдельно можно исследовать правовое регулирование прав на земли сельскохозяйственного назначения, условий и порядка использования этих земель, оборот, правовое регулирование государственного управления, охрану земель сельскохозяйственного назначения.

1.Понятие и состав фонда перераспределения земель

Фонды перераспределения земель стали создаваться в ходе проведения земельной реформы в начале 90-х годов, когда была поставлена задача создания крестьянских (фермерских) хозяйств и потребовалось найти источники предоставления земли лицам, желающим такие хозяйства создать, но не имевшим права на земельную долю из-за того, что они не являлись

членами сельхозпредприятий. Фонд перераспределения включал земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также выявленные земли колхозов, совхозов и других землепользователей, используемые нерационально.

Принятым в конце 2001 года Земельным кодексом Российской Федерации была сохранена практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за границами населенных пунктов за счет:

земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами;

при добровольном отказе правообладателя от земельного участка;

Читайте также:  Размер пособия по уходу за пожилыми людьми старше 80 лет

если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, например, при ненадлежащем его использовании.

Кроме этого в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в существующих фондах перераспределения земель.

Земли фонда перераспределения, как земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (с учётом схем зонирования территории).

C 01.07.2011 года вступил в силу Федеральный закон №435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Федеральным законом устанавливается ряд нововведений. По новому урегулированы вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований. Усилена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в установленные федеральным законом сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Определяется специфика образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прекращения прав на невостребованные земельные доли, совершения сделок с земельными долями и так далее. Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнены нормами, определяющими порядок формирования фонда перераспределения земель за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и приобретения земельных участков, на которых располагаются сады и другие сельскохозяйственные многолетние насаждения.

На сегодняшний момент данные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Сведения о наличии, расположении и качестве, имеющихся в фонде перераспределения участков земель являются общедоступными.

Поэтому администрации муниципальных районов обязаны предоставлять соответствующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

Для получения земельного участка из фонда перераспределения заинтересованным гражданам и юридическим лицам необходимо обращаться в администрации муниципальных районов предоставляющим земли из фонда в собственность или аренду.

Земельные участки из фонда перераспределения могут предоставляться в аренду:

. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2004 года №-101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 11 июня 2003 года №-74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Земельные участки из фонда перераспределения земель, переданные в аренду гражданину, могут быть приобретены им в собственность по рыночной стоимости без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но по истечению трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования арендованного участка.

Рыночная стоимость не должна быть ниже ее кадастровой стоимости.

Граждане, занимающиеся в течение десяти лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок из фонда перераспределения земель.

Управление и распоряжение земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, осуществляет исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере управления государственным имуществом.

Порядок распоряжения земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, определяется Администрацией в соответствии с федеральным законодательством.

Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:

  • о добровольном отказе от земли;
  • истечении соответствующего периода;
  • прекращения функционирования организации;
  • эксплуатации надела не по целевому назначению;
  • нерациональном пользовании;
  • периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
  • неиспользовании угодий в течение года;
  • отчуждении в пользу местных властей.

Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:

  • о добровольном отказе от земли;
  • истечении соответствующего периода;
  • прекращения функционирования организации;
  • эксплуатации надела не по целевому назначению;
  • нерациональном пользовании;
  • периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
  • неиспользовании угодий в течение года;
  • отчуждении в пользу местных властей.
Читайте также:  Просроченные права — какие тонкости штрафа?

Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.

Как используются земли фонда

Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях.

Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:

  • для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
  • для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;
  • для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
  • для выпаса скота или сенокоса;
  • для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.

Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:

  • заключение договора аренды;
  • в рамках федеральных и муниципальных законов.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Формирование фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  • При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  • При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  • Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  • Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  • Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  • Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  • Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  • Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.

Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.

Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Использование земель фонда перераспределения

Земельные территории, которые в процессе реорганизации и пересмотра попали в фонд перераспределения, могут использоваться для самых различных целей. В первую очередь, данные участки предназначены:

  • для первоначального создания, а также дальнейшего расширения стандартных крестьянских и фермерских хозяйств;
  • для организации и дальнейшей достройки личных подсобных предприятий;
  • для ведения любых видов сельскохозяйственных работ, включая садоводство, огородничество;
  • для проведения сенокосов или же использования в качестве территорий, на которых выпасается скот;
  • для размещения некоммерческих объединений, основной сферой деятельности которых является садоводство, огородничество и фермерство.
Читайте также:  Все особенности регистрации брака без торжественной церемонии

Земельные территории, которые временно находятся в распоряжении фонда по выполнению земельного перераспределения, предназначены для передачи имущества в пользование граждан и юридических лиц на различных формах прав обладания на следующих основаниях:

  • заключения договора об аренде земельной территории;
  • в соответствии с федеральными и муниципальными законами.

Лица, которые получили земли из фонда по перераспределению, обязаны соблюдать все правила и выполнять обязанности, которые разработаны для всех земель сельскохозяйственного предназначения в соответствии с действующим законодательством.

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель, предназначенный для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Образование фонда перераспределения земель было предусмотрено ранее действовавшим законодательством: Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. «О земельной реформе» и Указом Президента РФ от 27 декабря 1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В этот фонд были включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Фонды перераспределения земель создаются на уровне района.

В соответствии с ранее принятыми нормативными актами за счет земель фонда перераспределения выделялись земельные участки не только гражданам, создающим крестьянские (фермерские) хозяйства (в том числе военнослужащим, уволенным в запас), но и казачьим обществам, беженцам и вынужденным переселенцам

При отсутствии претендентов на получение земельных участков из фонда перераспределения для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства и т. п. земли этого фонда могут быть предоставлены другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или в краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *