Трудовая миграция в россии: особенности процесса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая миграция в россии: особенности процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

Ответственность за прием нелегалов

Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.

Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.

Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.

Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.

В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
  • страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
  • снижение напряженности на рынке труда.

Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:

  • Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
  • Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
  • Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
  • Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.

Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.

Основные определения и источники данных

Международных мигрантов в зависимости от продолжительности пребывания в стране приема, которая отражается в целях миграции и получаемых мигрантами правовых статусах, разделяют на две категории. К первой категории «Постоянные или долгосрочные мигранты» относятся мигранты, которые прибыли в страну с целью постоянного (длительного) проживания. Во вторую категорию «Временные мигранты» попадают те, которые прибыли в страну приема на время: для работы, обучения, лечения и пр.

Читайте также:  Справка с последнего места жительства умершего: образец

За последние 25 лет критерии определения постоянных мигрантов в России неоднократно менялись. В настоящее время к ним относят российских граждан, прибывших на постоянное место жительства из-за рубежа, иностранцев, получивших вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также лиц, прибывших из-за рубежа и зарегистрированных по месту пребывания на срок от 9 месяцев. Именно долгосрочные, а не временные, мигранты пополняют численность постоянного населения страны. Благодаря постоянной миграции за период с 1992 по 2015 г. население России увеличилось на 8,9 млн человек. Без столь значительного миграционного прироста численность трудоспособного населения страны, по нашим оценкам, в начале 2015 г. была бы на 6 млн человек меньше. В целом российский рынок труда быстро и безболезненно поглотил иммигрантов (Lazareva, 2015). Этому способствовали их культурная близость населению России (99% переселились из бывших союзных республик), сравнительно высокий уровень образования, а также высокий спрос на рабочую силу в период экономического подъема.

Однако в центре нашего внимания находится не постоянная, а временная трудовая миграция. Трудовым мигрантом по определению, принятому Генеральной Ассамблеей ООН, считается «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является»1. В отличие от постоянной, трудовая миграция обусловлена исключительно экономическими факторами. По количеству трудовых мигрантов Россия находится среди мировых лидеров. Этим, в частности, объясняется почти десятилетнее присутствие России в первой тройке стран по объемам отправленных денежных переводов. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2014 г. мигранты из России перевели более 32,6 млрд долл., и по этому показателю она занимала третье место в мире после США и Саудовской Аравии (Ratha et al., 2016).

Трудовые мигранты, за исключением тех, кого регистрируют по месту пребывания на 9 месяцев и более, не включаются в число постоянных жителей страны. До недавнего времени максимальный период трудовой деятельности большинства иностранных работников ограничивался одним годом. Исключение составляли те, кому трудовой контракт продлевался еще на полгода, и немногочисленная категория высококвалифицированных специалистов, которым разрешение на работу выдается на срок до трех лет. С 2015 г. у иностранцев — обладателей патентов на осуществление трудовой деятельности появилась возможность продлевать срок работы до двух лет.

Российская государственная статистика внешней трудовой миграции основана на учете разрешительных документов на работу, включая разрешения на работу и патенты; на уведомлениях работодателей о найме иностранных работников; на сведениях о регистрации по месту пребывания с целью «работа». Статистика, как и само миграционное законодательство, находится в состоянии непрерывного реформирования. По этой причине следует аккуратно интерпретировать динамику трудовой миграции и помнить о нескольких миллионах незаконных трудовых мигрантов, не попадающих в статистическую отчетность.

В России национальные выборочные обследования не служат значимым источником информации о трудовой миграции. Так, в обследованиях населения по проблемам занятости (ОНПЗ), в отличие от зарубежных аналогов (Labour Force Survey), задача изучить положение международных мигрантов не ставится. В таких условиях недостающую информацию о социально-экономических характеристиках мигрантов, об условиях, в которых они живут и работают в России и на родине после возвращения, можно получить из национальных выборочных обследований, которые проводятся в странах — основных миграционных партнерах России. В данной работе для проведения сравнительного анализа заработков мигрантов и российских граждан использованы результаты обследований, которые проводились в Таджикистане. Речь идет об обследовании уровня жизни2 при участии Всемирного банка и ЮНИСЕФ в октябре-ноябре 20073 и 20094 гг. и об обследовании домохозяйств Таджикистана5 в 2011 г.6 Эти репрезентативные опросы сопоставимы по программе и результатам. Они содержат блоки вопросов об условиях жизни, о здоровье, образовании, участии в рынке труда и других сторонах жизни членов домохозяйства, в том числе о внешней миграции7. Причем в обследованиях опрашивались как вернувшиеся мигранты, так и члены домохозяйств мигрантов, находящихся за границей.

Сколько зарабатывают мигранты?

Многомиллионная трудовая миграция не могла не отразиться на состоянии российского рынка труда и экономики, на положении самих мигрантов и членов их семей, а также на экономике стран, откуда они приехали. Вопросы о влиянии мигрантов на российскую экономику еще ждут ответов. Первый шаг на этом пути — анализ соотношения зарплаты мигрантов и местных работников. Во-первых, важно понять, как мигранты соотносятся с местными работниками по своим навыкам, индикатором чего может быть место мигрантов в распределении зарплат в принимающей стране. Во-вторых, оценка различий в заработках между идентичными по характеристикам местными работниками и мигрантами помогает определить отношение рынка труда к мигрантам (наличие дискриминации), а также уровень их адаптированности к рынку труда принимающей страны.

Многие авторы анализировали различия в заработках мигрантов и местных работников в России. Так, в работе: Commander, Denisova, 2012, используются данные заявок на миграционные квоты в 2010 г. с целью выяснить, получают мигранты премию или штраф по сравнению с местными работниками той же профессии в том же регионе. Оказывается, что, за исключением некоторых фирм (как правило, это крупные и/или иностранные компании), иностранные работники зарабатывают меньше местных. Также используя данные квотных заявок, Е. Вакуленко и Р. Леухин (2016) анализируют разрыв в заработках между трудовыми мигрантами и местными работниками за 2009-2013 гг. Они обнаружили существенный разрыв в заработках идентичных по характеристикам мигрантов и местных работников в диапазоне от 35% в 2009 г. до 42% в 2013 г. со средним размером различий 40% за период.

Разница в зарплатах между сходными по характеристикам местными работниками и мигрантами показывает верхнюю границу дискриминации (вся разница в зарплатах сходных работников включает также разницу в зарплатах за счет ненаблюдаемых характеристик). При сопоставлении результатов разных авторов важно учитывать набор контролируемых характеристик работников и их рабочих мест. При большей детализации контролируемых переменных снижается оценка различий в заработках одинаковых работников, однако возникает проблема неслучайного распределения работников по группам (сочетающая самоотбор и дискриминацию). Поэтому для анализа различий в заработках были разработаны различные декомпозиционные методики с целью учесть различия в заработках за счет неслучайного распределения работников.

Миграционные процессы послужили основой формирования мирового рынка рабочей силы и в настоящее время характеризуются следующими особенностями. Прежде всего, миграционные процессы затрагивают трудящихся почти всех стран. Масштабы международной трудовой миграции постоянно и значительно возрастают. На начало 2000 года в мире насчитывалось по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них – трудовые мигранты.

Основной поток мигрантов направлен из развивающихся стран в развитые (США и Западную Европу). Масштабы миграции настолько существенны, что реально сказываются на демографической ситуации. Неуклонно возрастает доля женщин и детей в миграционном процессе. Даже в такой крупной стране, как США по оценкам американских специалистов, в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. Одновременно растет и доля молодежи в общем количестве мигрантов. Этот показатель колеблется от 40 (Франция, Швеция, Норвегия, Люксембург) до 50% (Нидерланды, Бельгия).

Важной особенностью современного мирового рынка рабочей силы является снижение степени активности миграции с середины 80-х годов. Прежде всего, это связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.

Для современной международной трудовой миграции характерно также увеличение продолжительности пребывания в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. Это обусловлено, с одной стороны, крайне малым возвращением мигрантов на родину, с другой – возможностью воссоединения семей в стране занятости. В результате баланс внешней миграции у большинства стран Западной Европы положительный.

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Читайте также:  Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Предприниматели этих стран выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких отраслях.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили за последнюю четверть века более 15 млрд. долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж.Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает безусловно позитивное влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны-экспортеры, то проводившиеся многочисленные исследования за последние 20 лет дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Более того, миграция рабочей силы способствовала повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

Важное значение для экономики стран-экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. В настоящее время они являются вторым по значимости финансовым потоком в развивающихся странах после прямых иностранных инвестиций и практически в два раза превосходят суммы, направляемые им в виде помощи по официальным каналам.

Официальная мировая финансовая система, власти стран-доноров и реципиентов оказались не готовы к столь масштабным потокам денежных переводов (ремитанс) и не смогли предоставить мигрантам дешевые и надежные трансфертные каналы, эффективно урегулировать доступ к ним иностранных рабочих. Стоимость переводов через банковские системы чрезмерно высока для небольших сумм, поэтому многие мигранты сами перевозят деньги, либо отправляют переводы по неофициальным каналам.

Денежные переводы мигрантов служат источником денежных ресурсов многих мировых финансовых институтов (официальных и неофициальных). По данным Всемирного банка, в 2002 году чистая прибыль, полученная на рынке денежных переводов, составляла 12 млрд. долл. Борьба за этот источник приводит к обострению конкуренции между ними часто с использованием недозволенных методов. Но, в конечном счете, эта борьба служит интересам мигрантов, упрощая процедуру переводов, ускоряя, а главное, удешевляя их стоимость. В результате финансовые потоки, вливающиеся в экономику развивающихся стран, увеличиваются.

Основными получателями переводов мигрантов являются страны Латинской Америки (30%), затем следуют страны Южной Азии (20%), Ближнего Востока и Северной Африки (18%), Европы и Центральной Азии (13%), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (14%), Южной Африки (5%). Самими крупными в мире получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. Например, Индия получает около 73% всех переводов в Южно-Азиатский регион, доля Мексики в переводах в Латиноамериканский регион составляет 34%, а сам объем денежных переводов мигрантов в 2003 году превысил общую величину прямых западных инвестиций на 21% (Мексика является крупнейшим получателем прямых западных инвестиций в Латинской Америке).

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, является рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. Растущая информатизация хозяйственной деятельности сопровождается значительными изменениями в сфере труда, По оценкам экспертов, 60-70% новых рабочих мест, создаваемых в развитых странах, связаны с обработкой информации. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой мозгов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

Последствия международной миграции кадров

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Читайте также:  Договор на изготовление продукции из давальческого сырья

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Классификация миграций населения

Само понятие «миграция» возникло давным-давно. Термин пришёл к нам из латинского языка (лат. мigratio — переселение). Миграцией называют перемещение отдельных лиц, групп, а иногда и целых народов между населёнными пунктами, регионами одного государства или даже между странами. Многогранность миграции определяется местом переезда, её длительностью, частотой и ещё многими параметрами.

Право людей менять место жительства и свободно перемещаться закреплено в Статье 13 «Всеобщей декларации прав человека».

Существует два основных типа миграционных процессов. Они бывают:

  • внутренними;
  • внешними.

В первом случае речь идёт о перемещении граждан одного государства в пределах его границ. Это может быть переезд жителей сельской местности в города (следствием чего является урбанизация), а также жителей одного региона в другой.

Преимущества трудовых переездов для иностранных государств

Больше всех выгоды от трудовой миграции, естественно, получают принимающие страны. Своим гражданам каждое такое государство обеспечивает более высокие зарплаты, нежели нанятым на стороне работникам.

Пришлая рабочая сила может работать за денежную сумму, которая составляет половину дохода местного жителя. И это несомненный плюс для работодателей и государства в целом. Здесь явно прослеживается значительная экономия на зарплате.

Перемещение иммигрантов в иностранное государство повышает жизнеспособность рынка потребительских предметов.

Увеличивается конкурентоспособность местных товаров за счет сокращения производственных издержек. Уменьшаются издержки на обучение собственных рабочих кадров. В страну приезжают готовые квалифицированные специалисты.

Трудовая иммиграция для любого принимающего государства – это своеобразная подушка безопасности. В случае кризисной ситуации и сокращения производства всегда можно без проблем уволить пришлых работников.

Таким образом сохраняются в равновесии отношения с гражданами государства и безболезненно восстанавливается социальный баланс.

Плюс трудового перемещения – экономия на пенсиях и социальных программах. Пришлые работники часто не обеспечиваются пенсионными выплатами или участием в льготных государственных проектах.

Трудовая эмиграция гарантирует принимающему государству и некоторое количество минусов. Она может стать причиной дискриминации или межрасовой неприязни.

Коренное население часто негативно относится к приезжим. Однако эта капля дегтя в данном случае совсем не портит приличную бочку меду.

Кто такие мигранты и всегда ли это выходцы из стран СНГ

Трудовые мигранты — это иностранные граждане, прибывающие в Россию с целью заработка. Ими могут быть высококвалифицированные специалисты с Запада (банкиры, айтишники), приезжающие работать в международные представительства, а также средне- и низкоквалифицированные рабочие из стран СНГ, Азии и стран третьего мира. Такие мигранты работают на два фронта: прокормить себя здесь, в России, и обеспечить деньгами семью на родине.

Трудовые мигранты средней квалификации — как правило, выходцы из стран бывшего СССР, включая Белоруссию, Украину, Казахстан и Молдавию. Среди них встречаются специалисты с высшим или средним специальным образованием, которое было получено еще в советской системе. Они крайне востребованы как врачи, учителя, инженеры и опытные строители.

Низкоквалифицированные мигранты в лучшем случае имеют школьный аттестат, у большинства его нет вовсе. Как правило, это люди, рожденные уже после распада СССР и зачастую не знающие русского языка. Они вынуждены искать ту работу, на которую их возьмут — будь то дворник, разнорабочий или уборщица.

Трудовая миграция: современные тенденции, причины и особенности

Трудовая миграция подразумевает территориальные перемещения людей с целью поиска работы.

Можно выделить внутреннюю (региональную) и международную миграцию в зависимости от того, ищет ли человек работу в другом регионе своей страны или выезжает за границу.

Внутренняя миграция контролируется трудовым законом той страны, гражданином которой является работающий человек. Международная миграция регулируется резолюцией, принятой Ассамблеей ООН, о защите прав всех трудящихся 1990 года. Международная трудовая миграция может иметь постоянный или временный характер:

  1. Постоянный характер носит миграция, связанная с переездом за границу и получением вида на жительство и права на работу.
  2. Временная миграция может быть связанная с работой по контракту, сезонной (вахтовой) работой и миграцией приграничных рабочих.

Миграция населения в разных ее проявлениях существовала испокон веков, ведь недаром в исторической науке существует даже условное название «Великое переселение народов» – период с IV по VII веков, когда народы с периферии Римской империи перемещались в метрополию. А вот поводом для возникновения данного процесса всегда выступали совершенно разные явления в обществе и природе. На заре человечества таковыми служили в большинстве случаев природные катаклизмы и стремление найти иной регион с лучшим возможностями для пропитания и обустройства, в настоящее время к этому стоит добавить политические катаклизмы и желание человека реализовать себя в профессиональном плане.

Желающих переехать в Россию сегодня немало и процессы миграции не обошли ее стороной. В настоящее время трудно найти россиянина, который не знал, кто такие иммигранты в России, так огромная часть экономики развивается с их помощью. Необходимость в приросте населения заставляет государство предпринимать меры по привлечению иностранных граждан. Потеря собственного населения компенсируется за счет мигрантов, чем и обеспечивается развитие экономики и предотвращение демографического кризиса.

Международные эксперты признают, что российские иммиграционные законы довольно совершенны. Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.

Внутренняя трудовая миграция

Трудовая миграция в России связана с поисками лучших условий работы и оплаты собственного труда. Выезд большого количества «белых воротничков» вызвал острый дефицит квалифицированных кадров, поэтому у многих граждан появился реальный шанс получить более достойную работу, чем это возможно в родном городе. Да и ее оплата порой в три-пять раз больше.

И все же у многих граждан России миграция населения вызывает недовольство. Фонд «Общественное мнение» опубликовал данные опроса, согласно которому более 60% россиян считает число мигрантов слишком высоким. Наши соотечественники по ряду причин боятся иностранцев и считают, что необходимо ужесточить ряд миграционных законов. На самом ли деле количество трудовых мигрантов в России так высоко и нужно ли его сокращать?

Действительно, мигрантов в России не так мало. Например, по сведениям уже бывшей ФМС, к началу 2015 года в России насчитывалось более 10 млн иностранцев, к концу 2018-го их было уже чуть более 4 млн. Таким образом, по количеству приезжих Россия оказалась на втором месте после США, однако около 40% из них находится в стране по причинам, не связанным с работой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *