Отказ администрации в предоставлении земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ администрации в предоставлении земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При рассмотрении споров о предоставлении земельного участка необходимо иметь в виду, что законом может быть определен специальный порядок предоставления земельных участков в зависимости от их целевого назначения.

Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов

Специалисты Правового центра ДВА М имеют обширный опыт участия в процедурах приобретения земельных участков из государственной собственности. На нашем счету – довольно обширный пул положительно разрешенных в пользу заказчиков Правового центра дел, большинство из которых требовали не только глубокого знания действующего законодательства, но и понимания принципов работы государственных органов и умения разрешать нетривиальные задачи.

Наша цель – помочь Вам реализовать свои права на приобретение земельных участков при минимуме сопутствующих затрат.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

Что нужно, чтобы пользоваться землей безвозмездно?

Для того чтобы использовать земли на безвозмездной основе, нужно чтобы она была в пользовании и владении гражданина некоторое время. Как только пройдет установленный срок, как правило, это не менее 5 и не более 20 лет, гражданин должен подготовить пакет документов и явиться в местную администрацию.

Так как за всё время пользования гражданина земельным наделом администрация или Федеральный орган власти не проявляли заинтересованность данным земельным участком, то следовательно, гражданин может оформить его в собственность. Правда, он должен будет предоставить небольшую сумму денежных средств, которая равна примерно ¼ от рыночной стоимости данного земельного надела.

К сожалению, многие льготники, которые проживают на территории Российской Федерации, не имеют представления о том, как получить земельный надел от государства бесплатно. Если вы тоже относитесь к льготникам, то в таком случае вам необходимо подробнее ознакомиться с материалом данной статьи для того, чтобы заявить государству о своих правах.

Когда отказ на предоставление участка считается незаконным

Незаконным отказ считается в случае, если не подтвержден соответствующими фактами, свидетельствующими о невозможности передачи земли в пользование. В судебном порядке может быть обжаловано решение об отказе, если земельный участок не выставлен на аукцион, не имеет на своей территории неоконченных застроек или имеет застройки, но возведены они на незаконных основаниях. Подлежит обжалованию земля, выданная ранее для личного пользования, в случае если отказывают в праве на приватизацию, а также подлежат обжалованию отказы на участки, для которых границы неиспользуемой территории и ее место положения определены неактуально. Незаконным считается отказ на предоставление участка под предлогом воспрещающих факторов форм использования участка заявителем, если данные факторы не являются документально подтвержденными. То же касается и земель, зарезервированных для муниципальных целей, если документация о резервировании отсутствует.

Сложным моментом при борьбе за предоставлении земельного участка состоит в том, что четких правил данной процедуры не существует, по этой причине, в первую очередь, следует ознакомиться с законодательными актами относительно предпочитаемого участка, правильно оформить заявление, а в случае отказа, попытаться разрешить вопрос земли в судебном порядке, что сделать без помощи специалистов фактически невозможно.

Статистика деятельности нашей компании свидетельствует о том, более 83% истцов выигрывают подобные земельные споры и решения органов, отказавших в выдаче участка, признаются незаконными. Для того чтобы не столкнуться с проблемой отказа со стороны представителей органов самоуправления, процедуру получения надела или его искового оспаривания лучше доверить квалифицированному специалисту. Наша компания помогла отстоять право на получение земельного участка сотням людей и имеет большой опыт в разрешении земельных вопросов любой степени сложности.

К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.

Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.

Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:

  • заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
  • заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
  • на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
  • площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
  • для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
  • испрашиваемая земля является аукционным лотом;
  • территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
  • цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
  • площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.
Услуга Цена
Устная консультация от 2 000 рублей*
Письменная консультация от 6 000 рублей
Составление правовых документов (претензии, иски, ходатайства, жалобы и прочее) от 5 000 рублей
Выезд юриста от 2 000 рублей

* — в случае заключения соглашения, устная консультация бесплатно.

Услуга Цена
Земельные споры от 40 000 рублей
Обжалование решений суда от 10 000 рублей
Представительство в суде от 20 000 рублей

Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция

Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:

  • опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
  • доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
  • подтвердить своё законное право на получение ЗУ.

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

  1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
  2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.

Причины отказа в перераспределении земельного участка можно сформулировать так:

  • владельцы земли не пришли к согласию о том, как перераспределить свою собственность;
  • заявитель хочет провести перераспределение тех земель, которые забронировало государство или муниципальные органы;
  • на территории надела, подлежащего перераспределению, находятся государственные или муниципальные объекты строительства;
  • территория перераспределяемого участка относится к категории земель с ограниченным использованием ;
  • на земельный надел, который хочет перераспределить заявитель, есть приоритетное право у других граждан;
  • размер нового участка превышает максимально допустимый.

Решение об отказе в перераспределении земельного участка может быть обжаловано. Для этого гражданину потребуется направить еще одно заявление с доказательствами того, что отказ был дан незаконно.

Администрация обязана дать на него ответ с указание конкретных причин или же дать указания на устранение причин отказа. Если же и это не помогло, но заявитель уверен в своей правоте, то он может обжаловать такое решение в суде.

Отказ Администрации в предоставлении земельного участка

До сих пор помню этот волнительный момент, когда сотрудница администрации со скучным выражением лица ставила входящий штамп на моем экземпляре заявления.

После этого нужно было, скрестив пальцы на руках и ногах, ждать 30 дней.

Но администрация не утруждала себя спешкой и необходимостью соблюдать законные сроки на дачу ответа. В итоге я прождал почти 3 месяца.

И вот, долгожданный ответ получен. Меня ждало разочарование.

Наверное, для того, чтобы подсластить мне пилюлю, чиновник не поленился подробно описать, что я могу на сайте выбрать готовые земельные участки, которые администрация выставляет на аукцион, и поучаствовать в торгах.

По все видимости идиотов, желающих купить земельный участок на аукционе по цене превышающей кадастровую стоимость, становится все меньше.

Первое о чем я подумал, когда увидел отказ администрации, наверное, я «накосячил» со Схемой земельного участка.

Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом:

  • органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
  • площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).

Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.

К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.

Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.

Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:

  • заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
  • заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
  • на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
  • площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
  • для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
  • испрашиваемая земля является аукционным лотом;
  • территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
  • цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
  • площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.

Часто в получении земельного участка отказывают на этапе согласования. Причины такого решения административных органов перечислены в п.8 ст.39.15 ЗК РФ, при этом власти обязаны обосновать свой ответ. Если участок предстоит образовать, для чего необходимо утвердить схему его расположения, то в постановлении о невозможности предоставления земли прописывается отказ в утверждении данной схемы.

Порядок рассмотрения дел о нарушении законных интересов граждан регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ. Получив отрицательное решение по делу о получении участка, гражданин вправе подать в администрацию населенного пункта жалобу на выдавший отказ орган с изложением причин ее написания и ссылкой на подтверждающие правомерность обращения законодательные акты.

В случае бездействия со стороны местных властей далее следует обращение в суд. Жалоба необходима для соблюдения досудебного порядка урегулирования дела, предусмотренного в определенных законом случаях (ст.4 ФЗ N 21 от 8 марта 2015 г.).

Об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка

Отказаться от права собственности на земельный надел невозможно в таких случаях, как:

  • на земле расположены различные здания и сооружения, которые также находятся в праве собственности у граждан и юридических лиц;
  • заявитель планирует отказаться от земельного надела как части наследственной массы.

Во втором случае заявитель вправе отказаться от всей наследственной массы в полном объеме, иначе последует отказ.

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве.

При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.

При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.

16 действующего Земельного кодекса РФ.

Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:

  • С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
  • Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
  • Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
  • На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
  • Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
  • Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
  • Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
  • Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
  • Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
  • Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.
Читайте также:  Объявления по запросу «подарочный набор для новорожденного» в Санкт-Петербурге

Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими.

Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.

  1. Причины для отказа в приватизации земли
  2. Другие причины отказа

По Конституции Российской Федерации, каждый гражданин страны имеет право приобрести в собственность земельный участок. Исключением являются только те земельные участки, которые по Земельному кодексу РФ не могут быть переданы в частную собственность.

Собственники зданий, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земли, находящуюся в собственности государства или муниципальной собственности, на которой эти строения расположены. Независимо от цели приобретения земельного участка, решение об отказе в приобретении в собственность земли любой гражданин России может обжаловать в суде.

Но, по Земельному кодексу предусмотрены и такие случаи, когда уполномоченный орган может осуществить отказ в предоставлении земельного участка без торгов, если есть в наличии хотя бы одно из оснований, предусмотренных законом.

Земельные споры с государственными органами

Земельные юристы Правового центра ДВА М готовы обеспечить представление интересов организаций и предпринимателей в судах по земельным и смежным с ними вопросам (строительство, оборот недвижимости и т.д.). В том числе:

  • по спорам с государственными и муниципальными органами (как в рамках обжалования действий и бездействий, так и в исковом производстве);
  • по искам о правах на землю и недвижимость (оспаривание сделок, виндикационные иски и т.д.);
  • по делам об административных правонарушениях в земельной и смежных сферах.

Также осуществляем защиту землепользователей при проверках контролирующих органов, предварительную оценку судебных перспектив, подготовку комплексных юридических заключений по вопросам оптимального способа судебной защиты, необходимых действий на досудебном этапе и в суде.

Наиболее распространённые в нашей практике споры с государственными и муниципальными органами в земельной сфере связаны с:

  • Формированием и предоставлением земельных участков из государственной (муниципальной) собственности. В том числе – собственникам зданий и сооружений.
  • Оспариванием государственными органами ранее осуществлённого предоставления участков в собственность или в аренду.
  • Оспариванием отказов в иных государственных услугах в земельной сфере (раздел участков, уточнение границ, изменение разрешённого использования и т.д.).
  • Оспариванием действий и бездействий Росреестра в сфере кадастрового учёта;
  • Спорами о самовольном строительстве, признании права на объекты недвижимости отсутствующим, демонтаже некапитальных объектов и т.д.
  • Оспариванием кадастровой стоимости участков и зданий.
  • Вопросами применения налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости;
  • Порядком расчёта арендной платы за государственные земли (включая правомерность отказа от внесения арендной платы при невозможности использовать участок по назначению).

Смежная с земельными категория споров – оспаривание отказов или бездействий в сфере градостроительных отношений и строительства.

Главная Документы 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2018)

До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления или в предоставлении без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.16 кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Вопрос: Госорган отказывается вносить сведения о собственнике земельного участка в реестр, несмотря на то, что заявитель предоставил большой пакет документов. Имущество (дача) находится во владении уже более 20-ти лет. Позиция госоргана: отсутствие возможности проверить подлинность предоставленных справок и заключений. Подобный отказ получили не только мы, но и другие участники СНТ. Что делать в такой ситуации?

Ответ: Если у собственника есть кадастровый номер (т. е. участок поставлен на кадастровый учет), то единственная возможность решить проблему – это обратиться в суд. В данном случае речь идет о подаче иска на признание права собственности. Если кадастровый номер отсутствует, то позиция Росреестра не является неправомерной.

Вопрос: Сделка купли-продажи не была осуществлена по заявлению заинтересованного лица, которое обратилось в Росреестр с требованием приостановить регистрацию права собственности. Какие были указаны доводы в таком заявлении мы не знаем. Что делать?

Ответ: Процесс регистрации действительно может быть приостановлен по заявлению заинтересованного лица. Но срок, на который внесение данных в реестр можно отложить, крайне ограничен. Возможно, после проведения проверки указанных в жалобе фактов Росреестр инициирует возобновление процесса и внесет данные в ЕГРН.

Вопрос: Земля с 2010 года в доле без выдела. В Росреестре отказались вносить данные собственника, ссылаясь на то, что это Схема ВСМ 2 и есть письмо, запрещающее подобные операции от Прокуратуры. В МФЦ требуют, чтобы мы подписали отказ. Собственники соседских земельных участков ранее зарегистрировали свои права (в период 2011-2013 гг.). Как лучше поступить?

Ответ: В любом случае не стоит собственноручно подписывать отказ в регистрации. Если Росреестр принял такое решение, то обязан выдать ответ с указанием причины. В зависимости от информации, которая будет содержаться в таком решении, можно будет понять, как действовать дальше и куда подавать жалобу для защиты своих интересов.

Основания для отказа в приобретении прав собственности на землю

  • Согласно Земельному кодексу РФ владельцы зданий, сооружений и иных строений наделены правом выкупа земельных участков, на которых находятся данные строения.
  • В Земельном кодексе РФ также расписаны сроки и порядок рассмотрения заявлений со стороны желающих приобрести в собственность муниципальные или государственные земельные участки.
  • Отказать обратившимся за приобретением земельных участков лицам уполномоченный орган государственной власти может только в установленных законом случаях.
  • Согласно действующему законодательству, участок земли нельзя приватизировать, если он:
  • попадает под ограничение в обороте со стороны федерального закона или полностью изъят из оборота;
  • находится под запретом выкупа, установленным федеральным законом;
  • находится в списке резервных земель для муниципальных и государственных нужд.
  1. Других, кроме перечисленных выше, причин для отказа в приобретении земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, НЕТ.
  2. Федеральный закон может ограничить право выкупа земельного участка, но установление подобных ограничений органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ не подлежит применению.
  3. Однако даже при отсутствии оснований для отказа в выкупе желающий может не суметь приобрести участок государственной или муниципальной собственности из-за невыполнения формальных законных требований.
Читайте также:  Как встать на биржу труда на учет

Например, если заявитель не придерживается процедуры обращения за приобретением в собственность земельного участка или не предоставляет всех требуемых документов. Такие причины особенно актуальны, в случае, когда на земельном участке расположены здания, сооружения, самовольные постройки или иные строения, принадлежащие третьим лицам.

Однако не лишним будет знать, что в последнее время участились случаи, когда владельцам объектов недвижимости, расположенных на участке, и желающим приобрести его в собственность отказывают по не предусмотренным законами Российской федерации причинам.

Бывает, что в качестве основания для отказа уполномоченный орган власти ссылается на одно из установленных Земельным кодексом ограничений, однако предъявить доказательства его наличия он не может, хотя это его непосредственная обязанность.

И если, принявший решение отказа в приобретении прав собственности на земельный участок, уполномоченный орган власти не предъявляет каких-либо доказательств наличия оснований для отказа, то такое решение считается незаконным и подлежит обжалованию.

Особой причиной для отказа в приватизации земельного участка со стороны уполномоченного органа власти часто выступает не соответствие площади расположенных на участке строений с площадью самого запрашиваемого участка. Но согласно действующему законодательству данный факт не способен служить поводом для отказа в выкупе, он может только стать причиной для уменьшения размера запрашиваемого участка.

  • В любом случае каждый может обжаловать через суд отказ уполномоченного органа власти в приобретении прав собственности на земельный участок.
  • Воспользоваться большим количеством организационно-правовых услуг вы можете в МЮЦ «ПРАВОВЕД».
  • Здесь Вам помогут:
  • выявить правовой статус земельного участка и определить, существуют ли причины для отказа в приобретении прав собственности на него, а также ограничения в ведении хозяйственной деятельности, базирующиеся на рассмотрении определенных градостроительных регламентов;
  • составить заключение установление ограничений на использование определенных участков земли. Все заключения составляются исходя из документов планирования территории (проекты и планы поселений, застройки и землепользования) и градостроительного зонирования;
  • получить заключение о градостроительных регламентах определенного участка земли, выданное органами государственной власти.
  • провести изучение возможностей приватизации земельного участка и оформление сделки;
  • представлять свои интересы в органах государственной власти, как владельца объектов недвижимости, расположенных на земельном участке;
  • выявить отсутствие или наличие причин для отказа в приобретении прав собственности на участок земли
  • в письменной или устной консультации по методам защиты в суде своих прав в случае отказа в приватизации земельного участка или бездействии органов местного самоуправления и органов государственной власти;
  • составить и подать заявление (Иск) в суды различных инстанций о признании неправомерным отказа в приобретении прав собственности на участок земли и бездействия со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также принуждения к составлению договора купли-продажи на участок земли.
  • представить в суде интересы по составленному иску.

Кто принимает решение

Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом:

  • органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
  • площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).

Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.

Собственник вправе отдать в распоряжение свои земли без проведения торгов. Владелец земли – государство, муниципалитет могут отдать земельные наделы в эксплуатацию без торгов в случаях:

  1. Вновь образованные земельные наделы, в отношении которых следует провести межевание, утвердить его проект.
  2. Наделы, в отношении которых направлена бумага о согласовании предоставления и уточнения границ.
  3. Земельные наделы, в отношении которых было издано постановление о разрешении их передаче в аренду.
  4. Земельные наделы, поставленные на кадастровый номер.

Собственник может отказать в передаче земли заинтересованному человеку или организации. Основания отказа четко прописаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Они должны быть обоснованными. В частности:

  • с заявлением на участок обратился субъект, который не имеет права на получение надела без проведения аукциона;
  • заявление подано в отношении земельного надела, являющегося предметом договора;
  • земля передается для применения организацией, не относящейся к коммерческой деятельности под огородничество, ИЖС;
  • на земле стоят постройки, которые обременены правами третьих лиц;
  • заявка подана в отношении земли, исключенной из оборота.

Кроме того, не могут быть отданы:

  • резервные земли;
  • аукционные: относительно них уже существует заявка о том, что они будут переданы исключительно на торгах;
  • назначение земли не соответствует ВРИ, изложенному в заявке;
  • земли, превышающие допустимый размер;
  • наделы, принимающие участие в застройке площадей НП и т.д.

Это законные основания отказа в предоставлении земельного участка без торгов. Если граждане, ЮЛ не согласны с решением уполномоченных органов, они могут обжаловать его в судебном порядке. В этой ситуации обязанность доказывания незаконных действий или бездействий муниципалитета лежит на истце.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *