Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда. В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда. Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.

Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха. Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки. Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.

В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

Читайте также:  Размеры пособий с 1 февраля 2023 года: какие выплаты увеличились и на сколько?

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Все граждане РФ имеют право заниматься трудовой деятельностью, что подразумевает под собой право на охрану труда. Говоря об этом, следует подчеркнуть важность данной системы, ведь она является не только составляющей трудового законодательства, но и четкой гарантией по обеспечению безопасных условий труда для работников. Понятие охраны труда включает в себя помимо правовых и социально-экономических мероприятий, еще и санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия и средства.

Таким образом работник имеет право на:

  • место для выполнения рабочих обязанностей, которое соответствует требованиям охраны труда;
  • подлинную информацию, касательно рабочих условий;
  • прекращение работы, если при ее выполнении возникает опасность для жизни или здоровья, до момента устранения опасной ситуации;
  • требование по осуществлению проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами, в компетенцию которых входит исполнение федерального государственного надзора и профсоюзного контроля, а также органами, которые выполняют государственную экспертизу условий труда;
  • беспрепятственное обращение, по всем вопросам относительно охраны труда в соответствующие органы, а также в органы государственной власти, местного самоуправления и непосредственно к работодателю;
  • получение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • непосредственное участие в разбирательствах, связанных с предоставлением безопасных условий труда на рабочем месте, а также в происшедшем несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
  • прохождение медицинского осмотра в соответствии с полученными рекомендациями и с сохранением за сотрудником места работы, а также среднего заработка;
  • получение компенсаций, которые установлены коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами или трудовым договором, при осуществлении трудовой деятельности на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
Читайте также:  Взыскать долги по алиментам за 15 лет: возможно ли это
Замечание 1

Суммы выплат и условия их получения рассчитываются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения российской трехсторонней компании. Но, что касается дополнительных компенсаций или их повышения, то они могут быть установлены коллективным договором или локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

  • предоставление средств защиты, как индивидуальной так и коллективной, за счет работодателя;
  • обучение техники безопасности, а также обучение безопасным методам труда за счет работодателя;
  • профессиональную переподготовку за счет работодателя, если его рабочее место было ликвидировано по причине нарушения требований охраны труда.

Все вышеперечисленные права возлагают на работодателя ответственность за сохранность жизни и здоровья работника, что предполагает под собой обеспечение оптимальных условий и охрану трудовой деятельности последнего, в соответствии с требованиями охраны труда. Гарантии соблюдения прав работников в этом случае подкреплены юридически и защищаются трудовым законодательством РФ.

Техника безопасности на рабочем месте

Важную роль в обеспечении прав работников на охрану труда играет инструктаж, качественная профессиональная подготовка и обучение, организацией которых должен заниматься работодатель. Отсюда следует, что все работники, руководители и работодатели должны пройти обучение по охране труда, а также проверку полученных знаний относительно ее требований. В соответствии с чем установлен определенный порядок обучения и последующий экзамен, которые регламентируется постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29.

Инструктаж по мерам безопасности и оказанию первой помощи пострадавшим проводится самим работодателем или подготовленным сотрудником для вновь прибывших работников, а также для переведенных на другое рабочее место.

Его можно разделить на несколько видов относительно времени и характера:

  • вводный. Такой инструктаж проводится на этапе заключения трудового договора для вновь прибывших на работу сотрудников или при переводе на другую работу;
  • первичный. Инструктаж в этом случае проводится непосредственно на рабочем месте;
  • повторный. Этот инструктаж проводится по прошествию определенного периода времени для проверки и повышения знаний относительно охраны труда;
  • внеплановый. Он проводится в результате изменения правил по охране труда, замены оборудования или каких-либо других факторов.

Существуют и определенные условия прохождения инструктажа. Таким образом специалистам и руководителям необходимо пройти его в течение месяца, со дня начала трудовой деятельности. Повторное прохождение, при этом, осуществляется не реже одного раза в три года. Что касается работников, занятых на вредном или опасном производстве, то в этом случае обучение проходит непосредственно на рабочем месте, со стажировкой и сдачей экзаменов. Повторное проведение обучения и сдача экзамена также проводится не реже одного раза в три года.

Журнал учета инструкций по охране труда

Вести его не обязательно. Но при выдаче и получении документа этот факт необходимо отражать на бумаге. И тот, кто выдает, и получатель должны указать свои ФИО и должность, оставить подпись и расшифровать ее. Также следует указать дату, когда произошла передача документа.

Ключевым назначением журнала является быстрый поиск нужной информации и упрощение оборота документов. Содержаться на бумаге может информация, когда инструкция была поставлена на учет, утверждена. Отражают в журнале назначения документов, информацию о сотрудниках, прошедших необходимый инструктаж или обучение, сроки плановых проверок.

Документ помогает при возникновении ЧП. Журнал позволяет выяснить, прошел ли работник нужный инструктаж, когда это было и кто вел курс.

Важно! Несмотря на то, что вести журнал не обязательно, составлять и утверждать инструкции по ОТ нужно строго.

Право работника на здоровые и безопасные условия труда, закреплено в ст. 37 Конституции РФ 1993 г.

Принятые Основы законодательства РФ об охране труда направлены на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Они содержат ряд важных положений, обеспечивающих для работающих гарантии прав на охрану труда. Значение основ состоит еще и в том, что они обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях (в учреждениях) всех форм собственности.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В более узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Плата за ожидание: что такое неустойка и как рассчитать ее размер?

Какое определение понятия «охрана труда» будет верным

1. охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье людей

2. охрана труда — это техника безопасности и гигиена труда

Кулответ: охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье людей

Что относится, определяет охрану труда и ТБ (технику безопасности) на предприятии

Руководители в рамках охранной сферы ставят перед собой (или перед ответственным лицом) следующие задачи:

  • соблюдение безопасности при работе с электроприборами и ЛЭП, а именно – их исправность, изоляция, системы экстренного отключения при коротком замыкании и пр.;
  • создание условий для индивидуальной и общей защиты от пожара – специальная одежда, план эвакуации, средства тушения возгорания, проведение лекций по правилам поведения и пр.;
  • контроль за исправностью эксплуатируемого оборудования, своевременный ремонт и проверки;
  • соблюдение требований по санитарно-гигиенической обработке помещений общего пользования – туалетов и душевых, подсобок, раздевалок;
  • защита от повышенного шума (звукоизоляция), пыли, химикатов и иных воздействий на человека;
  • температурный контроль;
  • страховка при высотных и подземных работах.

Более подробный и конкретный перечень мероприятий необходимо разрабатывать в индивидуальном порядке в зависимости от рисков, связанных со спецификой производства.

С точки зрения организации, техника безопасности и охрана труда на предприятии или фабрике включает в себя несколько сфер:

  • Обучение (прочтение лекций, проверка знаний) всего персонала. Инструкции проводятся для всех звеньев сотрудников, а также для временно набранных рабочих.
  • Внимание к медицинскому состоянию. В этих целях проводятся плановые медосмотры, а также всегда на месте присутствует медик для оказания первой помощи. В эту категорию входит выдача путевок на отдых, надбавки за вредность и иные бонусы.
  • Контроль за обеспечением руководящими должностями всех средств технической и индивидуальной защиты и за соблюдением предписаний ТБ и ОТ сотрудниками.

Государственная политика по ОТ (ст.210)

К основным факторам государственной политики по ОТ относятся следующие моменты:

  • приоритетное направление — сохранность здоровья и жизни работающих граждан;
  • принятие и внедрение в жизнь законов, правовых актов на федеральном и региональном уровне, улучшающих обстановку в области охраны труда;
  • регулирование государством ОТ;
  • федеральный контроль над соблюдением ТЗ и правовых актов, регулирующих нормы ОТ, которые включают в себя систему мероприятий, включающих в себя ревизию на предмет соблюдения установленных государством требований (ФЗ №242-ФЗ от 18.07.2011 года);
  • госэкспертиза созданных УТ;

Государственное регулирование ОТ (ст. 216)

Управление ОТ осуществляет Правительство РФ. Под его руководством формируются нормативные акты другими органами на федеральном и региональном уровнях.

Федеральные органы, уполномоченные принимать решения по аспектам ОТ, должны согласовывать их с контролируемыми органами, а также с исполнительными федеральными органами, которые занимаются регулированием правовыми вопросами в области ОТ.

Важно! В некоторых случаях полномочия управления ОТ передаются местным органам, которые должны действовать с установленными законами.

Исполнительные федеральные органы уполномочены производить следующие действия:

  • разработка нормативных актов, которые определяют основы политики ОТ;
  • разработка целевых программ, направленных на улучшение условий безопасности и других областей ОТ;

Меры по обеспечению охраны труда

При выборе средств создания безопасных условий трудовой деятельности рекомендуется ориентироваться на приказ Минтруда РФ 181н от 1 марта 2012 года. Документом утвержден перечень конкретных приемов, которые позволяют улучшить условия на рабочих местах и снизить уровень профессиональных рисков.

В целом специалистам по охране труда и руководителям необходимо выполнять обязанности, установленные статьей 212 ТК РФ:

  • выдавать обеззараживающие средства, СИЗ и т. п.;
  • контролировать безопасную эксплуатацию зданий, инструментов, оборудования и прочей производственной инфраструктуры;
  • проверять соблюдение сотрудниками правил охраны труда;
  • заботиться об оптимальных условиях труда на имеющихся рабочих местах;
  • направлять сотрудников на освидетельствования и медосмотры;
  • следить за режимом работы и отдыха, качественным медицинским и санитарно-бытовым обслуживанием персонала;
  • выполнять своевременную специальную оценку условий труда;
  • инструктировать работников по вопросам охраны труда и отправлять на повышение квалификации;
  • исполнять выданные предписания государственной инспекции по труду.

Цель проведения мероприятий по технике безопасности

Цель техники безопасности – оценивать и контролировать риск для сотрудников предприятия, уменьшать или полностью устранять его.

Правила техники безопасности также направлены на снижение частоты отказов оборудования. И, если сбой действительно имеет место, дают возможность снизить опасность неблагоприятных исходов. Соблюдение правил и принципов техники безопасности обычно предусматривается во время проектирования системы или разработки продукта.

Техника безопасности не является единой, определенной дисциплиной специалисты, отвечающие за ее обеспечение, могут иметь несколько различающийся опыт и зоны ответственности.

Инженеры по охране труда рассматривают ряд факторов, которые могут повлиять на безопасность ситуации или продукта, включая: обстановку, техническую безопасность оборудования, надежность материалов, законодательство и человеческий фактор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *